Требования к профессиональным знаниям и умениям
Выпускник, обучавшийся по данной специальности,
должен знать:
– формы социального обслуживания;
– виды социальных услуг и правила их предоставления;
– требования к содержанию и качеству социальных услуг;
– правила приобретения и пользования предметами ухода, материалами и средствами, в том числе техническими средствами социальной реабилитации, применяемыми при оказании социально-бытовых, социально-реабилитационных, консультационно-информационных и иных социальных услуг;
– психологические и возрастные особенности пожилых людей;
– общие признаки заболеваний (нарушений работы) сердечно-сосудистой системы, органов дыхания, органов пищеварения, мочевыделительной системы, сахарного диабета и особенности поведения граждан с такими заболеваниями;
– понятие и причины деменции, проявления деменции в различных ее фазах;
– особенности ухода за гражданами с нарушением опорно-двигательного аппарата, слуха, зрения, психики (интеллекта);
– общие вопросы оказания медико-социальной помощи, способы оказания первой помощи;
– концепцию кинестетики;
– основы геронтологии;
– способы активизации внутренних ресурсов человека и укрепления навыков самостоятельного функционирования;
– методы развития и поддержания навыков самостоятельного
проживания;
– виды, состав и характеристику продуктов питания;
– правила организации питания, рецептуры, технологии приготовления;
требования к качеству, сроки и условия хранения блюд;
– правила эксплуатации бытовых, отопительных приборов и
оборудования, печного отопления;
– содержание и правила организации работы по оказанию ритуальных услуг;
– возможности использования информационных технологий в
профессиональной деятельности;
– НПА, организационно-распорядительные документы, регламентирующие деятельность социального работника;
– правила расчета стоимости социальных услуг (социального
обслуживания);
– формы и системы оплаты труда, установленные в организации, их особенности, режим рабочего времени и отдыха;
– эргономические требования к организации рабочего места при
выполнении соответствующих видов работ;
– установленные требования по охране труда, безопасные методы и приемы работы, нормы и правила пожарной безопасности, санитарные нормы и правила, гигиенические нормативы при выполнении соответствующих видов работ;
– требования в области охраны окружающей среды;
– правила организации безопасной среды жизнедеятельности;
– правила профессиональной этики: принципы построения межличностных отношений, в том числе с родственниками граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации;
– основные положения и формы повышения квалификации служащих;
должен уметь:
– информировать о видах социальных услуг и формах социального
обслуживания, услугах, предоставляемых организациями торговли, бытового
обслуживания, связи и другими организациями гражданам (семьям),
находящимся в трудной жизненной ситуации;
– оказывать содействие в оформлении необходимых документов для
реализации права на социальную поддержку и социальное обслуживание;
рассчитывать стоимость социальных услуг (социального обслуживания);
– оказывать социальные услуги согласно установленным требованиям к
содержанию и качеству социальных услуг;
– покупать и доставлять на дом продукты питания, промышленные
товары первой необходимости;
– организовать горячее питание на дому: доставлять на дом горячее
питание, оказывать помощь в приготовлении пищи (простых блюд), готовить
простые блюда;
– доставлять овощи из хранилища;
– доставлять воду, пользоваться колодцем, колонкой;
– выполнять растопку печей, каминов;
– сдавать вещи в стирку, химчистку, ремонт, осуществлять стирку, в том
числе с использованием стиральной машины, глажку белья;
– выполнять смену (перестилание) постельного белья;
– оказывать помощь в одевании, снятии одежды, переодевании, смене
нательного белья;
– выполнять санитарно-гигиенические процедуры (причесывание, помощь в принятии ванны (душа), мытье головы, бритье бороды и усов,
гигиеническую обработку ног и рук (стрижку ногтей), смену подгузника);
выполнять уборку жилых помещений;
– выполнять уборку придомовой территории, очистку дорожек от снега;
вносить плату за жилищно-коммунальные услуги, пользование жилым
помещением, услугами связи;
– доставлять лекарственные средства и изделия медицинского назначения;
– оказывать содействие в организации и получении медицинской помощи;
– оказывать помощь в выполнении назначений, рекомендаций медицинских работников;
– оказывать первую помощь при необходимости;
– оказывать помощь в обеспечении и обучать пользованию техническими средствами социальной реабилитации;
– обучать пользованию компьютерной техникой, мобильными телефонами и оказывать помощь в пользовании телефонной связью и почтовыми услугами;
– организовывать досуг;
– обеспечивать книгами, журналами, газетами;
– оказывать содействие в организации (организовывать) ритуальных услуг;
– применять компьютерную технику и программное обеспечение при
выполнении соответствующих видов работ;
– применять НПА, регламентирующие профессиональную деятельность
социального работника;
– применять безопасные методы и приемы работы при выполнении
соответствующих видов работ;
– подготавливать и оформлять установленную учетно-отчетную документацию по направлениям деятельности;
– экономно расходовать электрическую энергию, воду, газ при выполнении соответствующих видов работ;
– соблюдать установленные требования по охране труда, нормы и
правила пожарной безопасности, санитарные нормы и правила,
гигиенические нормативы при выполнении соответствующих видов работ;
– соблюдать экологические нормы и правила при выполнении соответствующих видов работ;
– применять знания о физиологических и психолого-педагогических
особенностях возраста и пола граждан, находящихся в трудной жизненной
ситуации, устанавливать и поддерживать этические, психологически
комфортные взаимоотношения с их родственниками;
– владеть методами и способами самоконтроля и коррекции собственных действий при выполнении различных видов работ.